Приобщение детей к истокам русской народной культуры
через проектную деятельность в рамках ФГОС
«..Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д.С.Лихачёв
В современных условиях модернизации Российского образования и в рамках обеспечения вариативности образовательных процессов, развития творчества и инновационной деятельности педагогических коллективов, как нельзя остро стоит вопрос организации и проведения опытно экспериментальной деятельности в ДОУ. Согласно приказу12.09.14 № 337-осн-р управления образования, в целях развития опытно экспериментальной деятельности на базе МБДОУ ДС №9 «Золотой ключик» создана эспериментальная площадка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через проектную деятельность в рамках ФГОС», которая предусматривает работу с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н.М.Карамзин.
Знакомить детей, начинаем с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, это способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.
Наша основная задача – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
На основании приказа управления образования издали приказ по ДОУ от 21.04.14 №22 была создана творческая группа педагогов, руководителем, которой является музыкальный руководитель – Надежда Степановна Мысникова. Творческая группа составила план работы.
Цель ОЭД: Возрождение самобытной российской культуры, формирование духовно – богатой личности, развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста, определение его уровня.
Основные задачи ОЭД:
1. Организация планомерной работы коллектива дошкольного учреждения по приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.
2. Интегрирование народного искусства в различные виды деятельности дошкольников. 3. Привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи.
4. Организация сотрудничества с учреждениями социума по этнокультурному образованию дошкольников.
5. Формирование представлений о народной культуре через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.
6. Разработка методических рекомендаций по приобщению дошкольников к национальной культуре. Обобщение и распространение опыта работы опытно – экспериментальной площадки на муниципальном уровне.
Ожидаемые результаты ОЭД:
На муниципальном уровне:
- разработка и реализация программно – методического обеспечения образовательного процесса по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
- организация взаимодействия педагогов города, творческая реализация планов, идей, программ, участие в работе семинаров, заседаний творческого объединения педагогов – дошкольников;
- оказание методической и практической помощи педагогам города в области этнокультурного образования детей дошкольного возраста.
На уровне ДОУ:
- приобщение педагогов, воспитанников и их родителей к истокам русской народной культуры;
- развитие познавательного интереса к истории своего народа, его традициям, особенностям национальной культуры, русскому народному творчеству;
- овладение знаниями о культурных и духовных ценностях родного края, малой родины, русского народа, его традициях, культуре и творчестве; - сотрудничество с учреждениями социума по этнокультурному образованию дошкольников;
- интегрирование народного искусства в различные виды деятельности дошкольников.
- развитие творческих способностей участников ОЭД на материале этнокультурного образования и воспитания.
- введение духовно – нравственного воспитания в традиции ДОУ.
Механизм выполнения:
- создание ориентированной на национальную культуру развивающей среды ДОУ;
- разработку соответствующих учебно - тематических планов, методических рекомендаций, пособий, педагогических технологий, форм, методов и приёмов воспитания и обучения на основе содержания народной педагогики;
- создание творческих объединений педагогов, объединённых единой целью;
-осуществление творческого взаимного сотрудничества детей – педагогов – семьи в познании и сохранении культурных и духовных ценностей русского народа через педагогическое просвещение родителей; работу родительского всеобуча, клуба по интересам;
- насыщение духовно – нравственным содержанием НОД по основным разделам комплексной программы, организацию кружковой и индивидуальной работы с детьми;
- обеспечение системы диагностики, регулирования и коррекции по всем направлениям;
- осуществление контроля по всем направлениям;
- обобщение и распространение опыта работы творческих групп по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
В ходе проведения ОЭД в детском саду создана соответствующая база: в группах созданы фольклорные уголки; оформлен макет « русской избы», куда помещены предметы народного обихода; организована постоянно действующая выставка детских рисунков; оформлены уголки патриотического воспитания с использованием геральдики родного города, области, России; оформлены фотоальбомы: «Родной свой край люби и знай», « Наш дом – Россия», «Наш Николаевск – на - Амуре», «Москва – столица нашей Родины», «Природа родного края»; приобретены аудиотека, видеотека по приобщению детей к русской народной культуре; имеются музыкальные народные инструменты, игрушки, художественные образцы народного творчества, народные костюмы; приобретены при помощи родителей следующие технические средства обучения: телевизор, аудиомагнитофоны, музыкальный центр.
Для проведения ОЭД в детском саду разработано и утверждено следующее научно – методическое обеспечение воспитательно – образовательного процесса.
Приобщение к народным традициям происходит в форме детского праздника. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям.Народно – обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.
Народные песни оказывают на ребёнка активизирующее воздействие, являются средством социализации, т.е. происходит усвоение опыта многих поколений. Так встречали и провожали Масленицу, дети пели заклички, песни. Основной едой на Масленицу были блины.
Игра, игры - хороводы составляют часть каждого НОД по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике.
Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев, к народным промыслам. Накоплен опыт работы с Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписью. В детском саду систематически проводятся «Весёлые ярмарки», «День рождения Матрёшки», интегрированные НОД по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством России. В процессе художественной деятельности у дошкольников формируются навыки изготовления игрушек и их росписи.
Работапо развитию речи происходит через разные виды устного народного творчества: перевертышы, считалки, скороговорки, потешки, сказки, пословицы, дети сами их придумывают, сочиняют.
Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
В детском саду были поставлены музыкально- театрализованные представления по русским народным сказкам: « Гуси – лебеди», «Хвосты»,« Колобок», « Снегурочка», «Волк и семеро козлят».
Большие потенциальные возможности нравственно-эстетического воздействия на ребёнка заключаются в народной музыке. Знакомство с музыкальным фольклором в ДОУ осуществляет музыкальный руководитель Надежда Степановна Мысникова. Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – становятся основой всех обрядовых праздников.
Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам русской культуры. Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», принимают участия в театрализованной деятельности ДОУ, помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку».
В ходе опытно – экспериментальной деятельности по возрождению русских национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам нами были получены следующие результаты ОЭД:
- в детском саду созданы условия, обеспечивающие физическое, духовно – нравственное, патриотическое, социально – эмоциональное развитие детей на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры;
- повысилась мотивация к изучению культурного наследия русского народа у педагогов, воспитанников и их родителей;
- сформированы творческие группы единомышленников;
- разработано учебно – методическое планирование по различным направлениям ОЭД;
- разработаны учебно – воспитательного процесса конспекты НОД по блокам ОЭД;
- организовано взаимное сотрудничество с учреждениями социума: краеведческим музеем, МОУ СОШ №1, центром детского творчества, школой искусств, детской библиотекой;
- введено в традиции ДОУ проведение народные праздников, обрядов, театрализованных представлений;
- оформлены альбомы: «К родным истокам», «Природа родного края», «Родной свой край люби и знай», «Наш дом – Россия», «Наш Николаевск – на - Амуре», «Москва – столица нашей Родины», «Театр – творчество – дети»;
- проведена интеграция русского народного творчества во все виды деятельности дошкольников.
- разработаны методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к родным истокам.
- Также в детском саду планируем организовать музей народного творчества.
В процессе такой целенаправленной работы, через разные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.